В Государственной Думе прошел Правительственный час с участием министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ирека Файзуллина на тему «О ходе реализации национального проекта «Жильё и городская среда»
Было отмечено, что в прошлом году введено более 100 миллионов квадратных метров жилья. Это лучший показатель за последние годы. Правда, практически ничего не было сказано о доступности жилья для большинства населения. Мировая практика показывает, чтобы своевременно решались жилищные вопросы необходимо вводить и реализовывать такое количество жилья, которое соответствует численности населения, то есть применительно к нашей стране надо ежегодно вводить порядка 150 миллионов квадратных метров.
Реализуются планы по расселению аварийного жилья, в прошлом году почти 200 тысяч человек улучшили жилищные условия. Более 40 тысяч обманутых дольщиков получили помощь от государства. Выполнялись программы по капитальному ремонту домов, работает ипотека, хотя объёмы выданных кредитов снизились. Идёт восстановление жилья, социальных объектов в новых регионах России. Действительно, отрасль достаточно успешно развивается, но и проблем здесь накопилось немало. Отметим ряд из них.
Недостаточное внимание уделяется региональной политике и равномерности в развитии регионов нашей страны. Сейчас более половины всех строительных работ идет в следующих регионах: Москва и Московская область, Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край и Татарстан. Порядка 10 регионов страны быстро развиваются, а в остальных жилищное строительство и модернизация жилищно-коммунального хозяйства идёт недостаточными темпами. Региональная неравномерность в строительстве жилья усиливается. Крупные города и большие городские агломерации быстро растут, просто распухают от точечной застройки и строительства новых спальных районов вокруг городов с 20-ти этажными башнями.
Из года в год растут тарифы. До сих пор они остаются непрозрачными. Необходимо создавать реальный конкурентный механизм между муниципальными управляющими компаниями и частными. Кто более эффективный и более честный, тот пусть и развивается. Хватит шарахаться из крайности в крайность – то общественная собственность всё решит, то частная. Разумное сочетание должно быть, а для этого нужны умные управленцы, а не фанатичные поклонники того или иного экономического устройства.
Который год уже реализуется национальный проект «Жильё и городская среда». До этого, помните, был «Доступное жильё и комфортная среда». Красивые названия, но дело идёт не так, как хотели бы многие жители страны. Все эти проекты должны базироваться на градостроительных планах развития крупных, средних и малых городов. Но сегодня, повторяем, явный перекос – крупные города разрастаются (отсюда сбои в ЖКХ, плохие воздух и вода, пробки, нервозность), средние города почти не растут, а малые города, в большинстве своём, преданы забвению. Там мало рабочих мест, ветшают все коммунальные сети.
Недостатки в сфере ЖКХ объясняются также тем, что крупные жилые массивы строятся без создания предприятий и рабочих мест. Поэтому люди добираются до работы по два-три часа, включая и работников ЖКХ. Неоправданные и значительные для населения транспортные расходы. Работникам ЖКХ трудно убирать придомовые территории, так как строительство жилых массивов идет без учёта пропускной способности дорог и необходимых машиномест для автомобилей.
Частники строят жилые массивы, городские бюджеты всё больше средств направляют на коммунальную инфраструктуру, на дороги, развязки. Строители обогащаются, а в городских бюджетах не всегда хватает средств на социальные нужды населения, включая строительство больниц, школ и т.д. Надо ввести жёсткие ограничения на строительство вокруг крупных городов жилых массивов с двадцатиэтажными домами и очень плотной застройкой. Они выглядят чудовищно и с архитектурной, и с эстетической точки зрения, и жить там людям очень неудобно. Строить и развивать надо средние и малые города. Туда надо вдохнуть жизнь. Тогда и строительная отрасль, и система ЖКХ будут развиваться гармонично, с пользой для людей.
Новое строительство идёт быстро, а капитальный ремонт домов, построенных 30- 40 лет назад, наоборот, продвигается медленнее. Надо, чтобы темпы нового строительства и капитального ремонта совпадали. Объём жилья с износом более 50% увеличивается. И часто это не потому, что денег мало, а вследствие того, что в сфере капремонта, и в целом в ЖКХ, немало случаев воровства и коррупции. Сотни уголовных дел по стране. Возможно, надо назначение руководителей в сфере строительства и ЖКХ проводить после проверки этих лиц правоохранительными органами, а также на полиграфе. Местные контрольные органы нередко бездействуют.
В жилищном строительстве и в сфере капремонта надо учитывать советский опыт. Хватит охаивать прошлое. Так, в 1980 году было капитально отремонтировано 55 миллионов квадратных метров жилого фонда. Сейчас этот показатель в пять раз ниже. Изучите, как и почему возникла такая разница, как в то время была организована работа!
Региональные местные власти часто искусственно занижают объёмы ветхого и аварийного жилья, с изношенным ЖКХ, так как у них не хватает бюджетных средств для расселения людей из аварийного и ветхого жилья. Реновацию надо было начинать не с московских пятиэтажек, а с аварийного, то есть непригодного жилья, по всей стране.
Вот эти проблемы и надо учитывать при разработке любых государственных программ, включая и проекты развития жилищного строительства и формирования городской среды, чтобы все они были направлены на создание действительно комфортной жизни наших людей.
Надо серьёзнее заняться анализом структуры затрат на строительство жилья и услуги ЖКХ, а управленцам работать над снижением этих затрат и не прятать бесхозяйственность и корысть в возрастающих ценах и тарифах. А деньги на модернизацию водопроводов, очистных сооружений предусматривать в федеральном и региональном бюджетах. Надо чётко разделить текущие и капитальные затраты. Когда эти понятия смешиваются, то возникает необоснованный рост цен и тарифов.
Экономия на капитальных затратах при строительстве и несвоевременная замена изношенных труб, коллекторов, очистных сооружений, водонапорных станций, ведет к росту цен и тарифов, когда потребность в инвестициях постоянно закладывается в возрастающие тарифы. Надо чётко просчитать потребность в инвестициях для строительства и сферы ЖКХ и учитывать эти средства в бюджетах, а не в тарифах. Нужны простые экономические расчёты и их использование в перспективной бюджетной и тарифной политике.
Цена квадратного метра в Москве и других крупных городах страны больше, чем во многих столицах мира. Надо, наконец, сделать анализ такой разницы в ценах, а Министерству строительства и ЖКХ регулировать рентабельность в строительстве; строителей заставить управлять издержками, а не сметать в погоне за прибылью зелёные пояса вокруг городов.
Условия жизни определяет рост экономики. Нет своего хорошего дома или квартиры, нет и нормальной семьи. Условия быта и жизни не дают возможности иметь двух-трёх детей для большинства тех, кто хотел этого. Плохие жилищные условия – это постоянные нервные срывы и у детей, и у взрослых. Это путь к алкоголизму, наркомании. Это невозможность полноценного отдыха. Отсюда и невысокая производительность труда, и качество работы. Снижать надо цены на жильё и ставки по ипотеке.
Люди уже сами находят выход, они делают упор на малоэтажное строительство. Более половины нового жилья – это индивидуальные дома. Здесь нужна государственная помощь. Непосредственно людям-застройщикам, а не банкам, живущим на ростовщические проценты.
Надо быстрее реализовывать предложения по созданию кооперативов малоэтажного строительства, ввести льготный и бесплатный порядок выделения им земель. Это несложно организовать. Региональные власти выделяют участки земли, делают план территории, подводят коммуникации и продают в рассрочку земельные наделы нуждающимся под строительство жилых домов. Во многих странах так делается. Даже там, где гораздо меньше свободной земли. Повторяем, что цены на жильё в стране на уровне европейских, а в крупных городах могут их превышать. Формирование цен на землю и подключение к инфраструктуре носит непрозрачный характер и часто определяется местной администрацией. Отсюда «коррумпированные сговоры» и масштабное строительство вокруг крупных городов, что нарушает региональную сбалансированность развития страны. Надо реально осуществить доступность жилья для большинства населения страны, особенно для молодых семей, имея в виду чёткие правила определения цен на землю и недорогое, лучше бесплатное, подключение к коммуникациям, а также развитие экономичного домостроительства по современным технологиям.