В Государственной Думе недавно прошёл Правительственный час по теме развития системы здравоохранения в стране. Были рассмотрены как положительные явления в сфере охраны здоровья наших граждан, так и нерешённые проблемы, над которыми предстоит работа в ближайшие годы
ЛДПР предлагает сосредоточиться на следующих вопросах, которые в наибольшей степени волнуют наших избирателей.
В поликлиниках до сих пор большие очереди. Сдать и получить простые анализы – 2-3 недели. В ближайшие два года надо закончить ремонты поликлиник, особенно в малых городах и сельской местности. Там продолжительность жизни меньше, труд тяжелее, зарплата ниже. Строительство дорогостоящих медицинских центров важно. Но ещё важнее – обеспечить профилактику, имея хорошие диагностические лаборатории во всех поликлиниках страны.
Надо улучшить использование закупленной дорогой медицинской техники. В Москве, например, томографов на душу населения больше, чем в Лондоне. Но попробуйте пройти это обследование. Бесплатных квот явно недостаточно.
Интернет интернетом, но вот история болезни каждого российского гражданина должна быть в электронном виде в каждой поликлинике, начиная от рождения. Иначе – неэффективное лечение, врач не знает историю болезни. Но до сих пор во многих поликлиниках в регионах есть полки с бумагами – историями болезней.
Необходимо возвращать бесплатное здравоохранение. В чуждой нам Европе преобладает государственная медицина. Нельзя идти на поводу Минфина и сокращать расходы на здравоохранение. Что такое частная клиника? Это бизнес, это ориентация на прибыль, долгое лечение дорогими препаратами. Например, онкология 1-2 стадии — минимум 120 и более тысяч рублей, онкология 4 стадии — это уже порядка 2 млн рублей. Медицина уже наполовину платная.
Но и врачам не позавидуешь. На приём больного отводится 15-20 минут, в течение которых врач должен не только осмотреть больного, но и поставить диагноз, но и заполнить формуляры для Фонда медицинского страхования. Эта организация – посредник, а фактически посредник-проверяльщик, который расходует на своё содержание многие миллиарды. Целесообразно было бы упразднить этого посредника и перейти к одноканальному финансированию поликлиник и больниц из бюджета. Местные отделы здравоохранения будут напрямую финансировать больницы – сразу высвободим десятки миллиардов рублей, к которым «присосались» страховщики. Так раньше и было у нас, но опять берем отрицательный западный опыт.
Много врачебных ошибок. Надо улучшать медицинское образование, сделать его бесплатным, но с привлечением одарённых и талантливых для будущей медицинской работы, которая требует качественного образования и большого опыта. Профессия врача почти перестала быть престижной. Учеба в медицинском ВУЗе гораздо труднее, чем, например, в экономическом. Зарплата у врачей и медсестер в регионах продолжает оставаться низкой, а до трети выпускников медицинских ВУЗов не работает по специальности. Строже надо отбирать абитуриентов медицинских вузов. Врач – это призвание.
Медицина — особая сфера, она определяет здоровье нации, творческую активность, рождаемость и смертность. Люди здесь должны работать по призванию, а зарплата врачей, медсестер должна быть больше, чем у банковских служащих.
Нужна хорошая пропаганда, социальная реклама, поощрение хороших врачей, хороших больниц и не только моральное. У врачей и всего медицинского персонала должна быть гордость за свою профессию. Телевидение сейчас самый страшный враг здоровья — жертвы, наводнения, пожары, засилье внешней политики, а не обсуждение внутренних проблем. Надо создать национальный совет по телевидению — врачи, писатели, ученые.
Нужна спецслужба по работе с бомжами, скорая помощь после бомжей должна мыться, даже дезинфицироваться. Это 5-6 часов. Надо возрождать организации типа прежних лечебно-трудовых профилакториев. Принудительно лечить алкоголиков и наркоманов, почему от них должны страдать семьи и другие люди.
После бесплатного обучения в медвузах и медучилищах – надо, как прежде, направлять на работу на 3-4 года туда, где нужны медицинские работники. Россия – не Голландия. Потеряем население малых городов и сел без медицинского обслуживания.
Особое внимание должно уделяться детскому здравоохранению. Физическое состояние нынешних подростков значительно хуже, чем у их сверстников еще десять лет назад. Около 10% подростков имеют дефицит массы тела и столько же – избыток. Все больше регистрируется у детей и подростков новообразований, патологий репродуктивной сферы, заболеваний эндокринной системы и глаз. Фиксируется у детей и не свойственная им артериальная гипертензия. Повышенное давление выявляется у немалого числа выпускников.
Происходит это, главным образом, из-за того, что финансировать работу школьных педиатров не хотят или не могут ни Минздрав, ни Минпросвещения, ни региональные власти. В не самом бедном Центральном федеральном округе обеспеченность школьными педиатрами немногим более 50%. Хотя в принятой несколько лет назад Национальной стратегии действий в интересах детей черным по белому записано: восстановить медкабинеты в учебных заведениях. Если мы не будем заниматься профилактической школьной медициной, следить за качеством питания, освещением, нагрузкой, расписанием занятий, то будем только увеличивать лечебную сеть. Например, с переходом на электронные учебники придется увеличивать число детских офтальмологов.
Количество подростков в ближайшие годы будет уменьшаться, поскольку в репродуктивный возраст вошли те, кто был рожден в 90-х годах, когда в России была демографическая яма. Большая часть бесплодия родом из детства. При этом потребность в детских урологах не удовлетворена, а детских гинекологов практически нет.
Несмотря на проведенную «модернизацию здравоохранения», в ряде регионов нет детских больниц. А навыки целого ряда врачей оставляют желать лучшего – аудит качества стационарной помощи выявляет в более чем половине случаев лечение одними антибиотиками.
Ещё одной причиной такой ситуации является упразднение специальности детского психиатра. Более 10% подростков нуждаются в психотерапии, и лечат их взрослые врачи.
На протяжении многих лет детское здравоохранение недостаточно финансировалось. А действующие сегодня тарифы значительно ниже, чем во взрослой медицине, что ведет к «вымыванию» педиатров из российской системы здравоохранения и переквалификации их во врачей общей практики.
Необходимы дополнительные средства на развитие детского здравоохранения, а также на поддержку родовспоможения. Есть постановление Правительства о том, что четверть бюджета здравоохранения следует направлять на детское здравоохранение, но выполняется ли оно? Нам нужно принять закон об охране здоровья ребенка и подростка и вернуться к государственному финансированию детского здравоохранения. С частной медициной, когда у большинства населения низкие доходы, мы не сможем получить здоровое поколение.