Других «зачистили» – теперь приедут в Рязань?

Давятся – но едут. Буквально как в анекдоте, но именно так работает сегодня транспортная модель в Рязани. Её недостатки очевидны: подавляющее большинство машин на маршрутах – маленькие и тесные автобусики. Среди них одряхлевшими ветеранами иногда промелькнут рогатые ржавеющие изгнанные из столицы троллейбусы да грязные снаружи, но «экологически чистые» газовые автобусы

Проблемы рязанского общественного транспорта очевидны. На фоне умного, правильного и работающего по правилам муниципального транспорта суетятся мелкие частные извозчики, снимающие финансовые сливки в часы пик и не желающие выходить на линии, когда появляется хотя бы пара свободных мест в салоне. Соблюдение графика – это не то, о чём беспокоятся маршрутчики. В любом случае – пожурят, погудят, да разрешение на перевозки оставят. Потому что муниципальный транспорт – это почти призрак. Полторы сотни городских автобусов и троллейбусов – всего лишь штрих в транспортной картине, и слезть с зависимости от частников городские чиновники просто боятся. 

Решение, как считают в Рязанской ЛДПР – очевидное. Нужно взяться за муниципальный транспорт всерьёз. Понять проблему каждого маршрута и каждого микрорайона. Помочь каждому пассажиру. Рассчитать и выстроить такую модель, когда из любого района Рязани можно гарантировано и безопасно и удобно переехать в другой за разумное количество времени. Однако в «верхах» проблему видят совсем не с того ракурса. Похоже, чиновников угнетает недовольство горожан в их адрес, необходимость разруливать ситуации с персоналом, как-то оправдываться за отсутствующие автобусы на той или иной остановке. И поэтому, чтобы одним махом снять с себя всё это беспокойство, рассматривается вариант принятия «дружеской помощи» со стороны государственной корпорации ВЭБ.РФ.

Коротко об этой структуре. Это, образно говоря, доверенное лицо Фонда национального благосостояния, то есть кубышки, собранной за счёт откладывания «на потом» доходов бюджета. Теперь же эти средства хотят, похоже, «прокрутить», вложив в мегафинансовые проекты. 

На данный момент эта корпорация решила зайти в Рязань. Обещают: массовую поставку в город по различным кредитным схемам новых автобусов и вывод их на линии. Механизм предлагается внешне простой – создаётся организатор перевозок, который аккумулирует у себя всю выручку от продажи билетов и субсидии за льготников из городского бюджета. Выручка и субсидия попадают в общую кассу. Этот организатор заключает контракты с перевозчиками на выполнение плана по рейсам. Главной особенностью этой схемы является оплата перевозчику за километр пробега по маршруту со стороны муниципалитета. Перевозчика не волнует, есть пассажиры или нет. Проехал за день, скажем, 500 километров автобус – муниципалитет должен оплатить этот пробег по цене, указанной в контракте. А сам сбор средств с пассажиров возложен на муниципальные органы. Вроде бы гладко на бумаге. 

Недостатки очевидны: зачем возить реальных пассажиров, если можно наматывать километры? Перевозчик явно будет заинтересован в экономии собственных затрат, то есть в оплате труда водителей и кондукторов. Чем больше и дешевле проедет лизинговый автобус, тем лучше для перевозчика. А пассажиры – это так, досадная нагрузка. Не нужны ни концепции транспортной системы, ни расчёты и прогнозы. Переложим всё на московскую корпорацию, будем ей платить из бюджета по контракту, а как уж она там своё дело делает – не наше дело. Что, доходы и налоги продолжат уходить из региона? Да ну и что? Не наша забота. Вот примерно таким образом, представляется, будет принято решение об уходе под ВЭБ.РФ.

Координатор Рязанского регионального отделения ЛДПР, депутат Рязанской городской Думы Дмитрий Панкин категорически против подобных экспериментов над городом. «Рязань потеряет всё. Рязань будет полностью зависеть от иногороднего короля маршрутов, и будет регулярно ему платить». Образно говоря, мы будем пасти коров, а молоко и мясо будут уходить в неизвестном направлении. «Патриотизм – не абстрактное слово, – продолжает Панкин. – Рязанские чиновники должны запыхиваться в заботах о городе, а не о том, как переложить свои обязанности на кого-то, а самим заниматься организацией голосований по скверикам и дворикам. А этот «кто-то» главным для себя будет видеть собственную финансовую выгоду. Как маршрутчик, считающий со своей колокольни, что набитый сверх нормы ПАЗик, летящий как болид на жёлтый свет, пропускающий остановки, ему выгоднее, чем большой автобус, где все пассажиры сидят, соблюдающий правила и расписание».

Хватит шарахаться из огня да в полымя, пора работать на имеющихся ресурсах и спокойно и твёрдо наращивать возможности родного для Рязани муниципального транспорта. А фанатам ВЭБ-реформы надо познакомиться с отзывами граждан – из той же Твери, города, во многом зеркального нашей Рязани, а не читать гламурные финансовые отчёты. Или посмотреть на другие федеральные проекты: магниты с плесневыми овощами, банки с очередями, суперэффективные заводы с выбросами, бензоколонки с растущими ценниками. Выдержит ли Рязань ещё одного эффективного «организатора»? 

@smilemakc © 2020